7-11 апреля 2012

7 апреля

8-00 отплытие. К 7-00 проводить нас приехали вся «фамилиа» Гайнеров, Дима, мама Вера, сестра Таня, тетя Люба, папа и племянник. Татьяна (сестра) напекла сладких пампушек.

Весь день шли без остановок. Мы с Женей Ташкиным спали, так как накануне ночью отправляли информацию в Новосибирск. В 4 утра вышел на вахту.

8 апреля

Рассвело в 6 утра. Сразу яркое солнце, становится жарко. Волна 1,5 метра. Утренний ветерок, спасает до 8-00, затем солнце жарит не на шутку. Доедаем вчерашние щи. В отношении еды Кулик щепетилен. Если не доели только что приготовленное, остатки либо за борт, либо – пока не доедим – нового не готовит. Олегу не здоровится – желудочные проблемы, возможно сытное (обкормили у Гайнеров) прощание с Бразилией. И капитан и остальные привыкают к качке. Днем преимущественно на руле Юра, Стас и Олег. Остальные отдыхают в палатке. Ночью с 18-00 строго вахты по 4 часа – 2 часа вахта + 2 часа подвахта.

Океан - красавец – зеленовато-синий волнами высотой до 2 метров валит с правого борта, перекрывая горизонт. Вызывает ощущение постепенного вхождения внутрь тела, которое срастается мышцами и нервами с океанской зыбью. Мелкая океанская рябь, выходящая на поверхность из бездонной глубины. ассоциируется с вегетативной нервной системой человека, как внешним проявлением центральной нервной системы. Поверхность океана восприимчива ко всему, что происходит в его толще, как и человек реагирует на внешние раздражители в соответствии с его нервным основанием.

Бейдевинд (ветер встречный боковой) сменяется бакштагом (попутный боковой ветер). Периодически меняем паруса – стаксель на кливер, убираем грот, снова стаксель, и.т.д.

Вечером Олег, помогая коку Кулику, чистит картошку. Толя делает салат из капусты с помидорами и толченую картошку. Хочу сразу оговориться, что питание у нас запланировано комплексное – во-первых Energy Diet, к которому особое пристрастие питают все старички – Женя Т, Юра, Джек и Кулик – каждый по своим причинам и предрасположенностям, для Олега и Стаса это пока неизвестный продукт, во-вторых пища, которую традиционно готовит Толя Кулик. Напомню, что Толя не только руководитель и капитан, но еще и кок. Так он решил сам, обосновывая несколькими причинами: снять вопросы по качеству пищи – он прекрасно готовит, разгрузить членов команды для других дел, избежать конфликтов в случае плохо приготовленного кем-либо блюда и др.

Приближаемся к экватору – до него 40 миль, но мы идем не по прямой, а по диагонали, двигаясь на северо-запад. До экватора полградуса, однако жары мы не ощущаем. Вечерами отнюдь не жарко, а на ночную вахту без курток никто не выходит.

Волна поднялась до 3 метров. Вымпельный ветер 14 узлов. К ночи – Стас на вахте – берем третий риф на гроте, готовясь к возможным неожиданностям ночи. Это впоследствии станет нормой.

9 апреля

Третий риф на гроте взяли не напрасно – в 0 часов началась гроза. Ветер порывами обильно разбрасывает дождевую влагу по катамарану. Я привычно мерзну всю вахту с 2 до 6 утра. Первый и последний раз не надел штормовые штаны – без них холодно. Хорошо, что есть неопреновые тапочки – в них ступням тепло, хотя тапочки мокрые насквозь.

Стас, обычно встающий к ночным вахтам самостоятельно, сегодня не проснулся. Пришлось будить как всех, дергая за ноги.

Знаменательное событие произошло в 6-17 утра. Южная широта, отмеченная на навигаторе буквой S – юг, сменилась на N – север. Мы перешли из южного полушария в северное.

Снова после небольшого перерыва идет дождь. Кулик готовит молочный рис. Холодно, промозгло, пасмурно – вот это экватор. Команда развесилилась – запели «Ой мороз, мороз... Я читал Гомера – отрывок из Одиссеи.

Сбросили грот – ночной бурей вырвало три ползуна. Ветер зашел на чистый фордак (прямой попутный ветер) - подняли кливер. Сняли кливер – подняли спинакер. Дождь не прекращается. Все промокли. Поочередно (сначала я, затем Стас, Олег и Кулик) снимаем штормовые костюмы – заползаем в палатку. Там тепло – отдых. Продолжаю штудировать испанский язык.

На обед Кулик готовит экваториальные пироги. Тесто замешано на дрожжах, купленных в Сан-Луисе (Бразилия), еще с утра. Порезал мелко свежую капусту, тушит. Туда же добавил порезанные свежую морковь и пару головок лука. Скалку заменила банка из-под чая. Параллельно Толя варит черные бобы.

Мы с Юрой сделали цепочку с резинками для самодельного автопилота. На горизонтальной трубе, соединяющей левое и правое перья руля болт, на который надевается любое из звеньев растянутой от левого к правому баллону цепи. Это автопилот. Рулевой выставляет курс, надевает на болт звено. Неточности отрабатываются натяжением резинки. На больших отклонениях или заходах ветра рулевой может дорабатывать рукой или перебрасывать на болте звено цепи.

Сняли кливер – порывом ветра в верхней часты у фалового угла парус набросило на крепление антенны – небольшой порыв. Юра штопает капроновыми нитками. Стас ремонтирует ползуны на гроте. Временно заменили основной грот на штормовой. Кулик пережарил лук, морковь и чеснок, смешал с бобами Еда готова.

Отметили пирогами, бобами и красным вином пересечение экватора. Продолжили разные ремонтные работы. Стас готовит грот к подъему не на ползунах, а на лик-тросе.

Ближе к темноте достали гитару – попели песни. В команде играет 5 человек – поют все. В 19-00 темнота. Моя вахта сегодня в 24-00. Облегчает жизнь цепочка – авторулевой по кличке Пашка (от Павла Гридина – так был назван автопилот в 2010 году, когда в предыдущей экспедиции с Мадагаскара улетел Павел Гридин). Благодаря автопилоту Пашке вахтовать стало легче. Ветер гуляет от бейдевинда через халфвинд до бакштага.

10 апреля

В 6 утра все высыпали на палубу, чтобы созерцать божественный восход солнца. Команда шутит. Кулик испек оладушки. Съели их со вчерашними бобами. Сняли штормовой грот. Возвращаем основной грот без ползунов в лик-паз. Юра и Стас завели генератор – надо зарядить аккумуляторы. Запотевают оба GPS Iridium. Скорость 6 узлов. Солнце, небо ярко-синее. Облако мучнисто-белые. Идем напротив устья самой полноводной реки мира Амазонки. Ширина его оценивается более 250 км. Амазонка выносит мегатонны грязи, мусора, сухих деревьев. Мимо плывут огромные коряги, стволы и корни. Вода в океане грязно-желтая и, как выясняется, абсолютно пресная. Купаться мы остерегаемся, так как амазонская микрофлора наполнена неизвестными и непригодными для нас бактериями, от которым можно заболеть. Олег и Кулик воспользовались моментом и постирали пресной водой шорты и футболки.

Приближается очередная (их десятки, если не сотни) дождевая туча. Кулик готовит супчик. Вымочил солонину, поставил сковороду на огонь, налил масла. Жарит мясо, добавляет морковь. Очистил две головки лука, пять картофелин. Лук порезал, высыпал на сковороду, перемешивает, все тушится-жарится под крышкой. Содержимое сковороды высыпает в кастрюлю с кипящей водой, туда же дольки лимона, лавровый лист, специи. В кастрюле эту смесь уже поджидали помидоры. Не забыл и чеснок, постоянный спутник любого блюда на борту. Картошка порезана и ждет своего часа, наконец и она в кастрюле. Еще добавлена полужидкая приправа. Под занавес поверхность супчика плотно засыпается соленой зеленью.

Наш курс пересекает рыболовное судно. Созерцанием его сопровождаем трапезу, во время которой я обнаружил в изделии Кулика рис – он был в кастрюле с самого начала – процесса его загрузки я не заметил.

Во время обеда Юра заметил, что на дюралевом стрингере левой гондолы раскрутился стальной болт – крепление стрингера к втулке, предотвращающей вращение транца руля. Мы не стали кернить его при сборка, ориентируясь на предполагаемую разборку каркаса в Мексике. Кроме того, для обеспечения большей надежности мы еще на старте в Форталеза (Бразилия) закрепили деревянную балку на корме от крайне левого до крайне правого стрингера. От постоянной болтанки веревки крепления перетерлись. Легли в дрейф, Олег, затем Стас, заползая на кормовую часть левого баллона, убедились, что болт вернуть на место можно только на суше. Отсутствие болта не нарушает безопасности, так как от возможной скрутки баллона предохраняет крепко подвязанная деревянная балка (вязки перевязали). Идем дальше – скорость 6-7 узлов. Вошли в полосу коротких жестких волн, бьющих по судну сзади. Вода желто-грязного цвета перехлестывает через закрепленные с боков катамарана кулеманы (полугерметичные ящики, где хранится пища и инструмент). С наступлением темноты волна идет справа, проходит под катамараном и забрасывается в щель между палаткой и баллоном. Там лежит Стас, который к моему восхищению, мужественно реагирует на удары судьбы. К счастью, забрасываемая вода пресная. Утром Стас заткнет щель и проблема будет снята, а пока он лежит в маленьком болотце и спокойно спит.

В 22-00 заступаю на вахту. Ночь звездная: созвездия Орион, Южный Крест, Большая Медведица. Волны подуспокоились.

Вода продолжает быть пресной и грязной. Идет с кормы справа, ветер – бакштаг. Скорость судна 6-9 узлов. Впервые достал плеер, предложил Юре идти с подвахты отдыхать – Юра согласился и залез в палатку. Я один на ночной поверхности океана. Мне показалось, что мы с океаном понимаем друг друга, молча обсуждая какие-то мировые проблемы. Обсуждение на уровне чувств так увлекло меня, что я спокойно отсидел 6 часов. Ночью на палубу выходил капитан, удивленный быстротой хода и полным молчанием на катамаране (обычно вахтенный и подвахтенный тихо беседуют, светят фонариками, издают разные звуки). Мы смотрели, как медленно вращается и уходим на запад Большая медведица. Кажется, что Галактика вращается вокруг Земли. Большая Медведица вечером лежит ковшом на боку, к утру стоит вертикально на ковше. Орион уходит за горизонт.

Вызвав Стаса на вахту ложусь на его место и тут же получаю на спальник порцию воды из щели, которую Стас еще не успел заткнуть. Некомфортно. Поднялся Кулик – сделал кофе с гренками.

11 апреля

Вода из Амазонки, больше похожая на глинистую взвесь, несет вырванные с корнем огромные баобабы. Кулик говорит, что если на нас наплывет такое дерево, будет не сладко.

Завтра у Юры Маслобоева день рожденья – он символично родился 12 апреля 1961 года в день полета Юрия Гагарина.

Кулик заранее создает в команде возвышенный позитивный настрой – готовит еду. Достал перец, лук-3, чеснок, помидор-1, морковь-1, картошка-1, батата-1. В кипящую воду всыпал лапшу. Поставил сковородку – порция подсолнечного масла – порезал туда с небольшими паузами морковку, лук, помидор, чеснок. На сковородку же томатную пасту и специи. Смешал по готовности лапшу и содержимое сковороды – кушаем – вкусно.

Настроение хорошее. Начали отмечать день рождения Юры, так как уже в Новосибирске 12 апреля. Легкие алкогольные напитки – вино и пиво, а так же соки и чай. Толя дополнительно пожарил картошку и батат. Достали гитару, поем песни. Судно идет хорошо, удобный ветер, автопилот.

Ночные вахты прошли неспокойно. Впереди по курсу находится местечко Амапа. Мы планировали зайти в устье реки Рио де Амапа, где к нам должен был подсесть Дима Гайнер. Объезжая остров на входе, имея приличный запас по расстоянию до береговой линии, обратили внимание, что по GPS нас несет прямо на остров, чего нам совсем не надо. Позднее определили, что работает мощное приливное течение. В этих краях перепад уровня воды при приливе и отливе достигает 9 метров. Огромные массы воды устремляются то в пойму реки, то обратно, создавая могучее течение. Мы с Юрой были на вахте и не без труда сумели выставить паруса и руль так, чтобы избежать навала на ночной берег.

Ярко светит Орион – он слева от катамарана. За кормой Южный крест. Справа-впереди Большая Медведица ковшом вниз. Звезды затягиваются облаками.

 
 
Комментировать 0 комментариев
  • Ваши имя и фамилия:
  • E-mail:
  • Город:
  • Комментарий:
Защита от спама: Защитный код - вычислите выражение и впишите ответ 
день4647
миль*2609

*1 морская миля = 1.852 км